Translate

четверг, 18 декабря 2014 г.

"Окружающий мир" под ред. А.А. Вахрушева.

Скопировала вчера свой пост и оставила сообщение на форуме сайта school2100.com, но почему-то мое сообщение не сохранилось (даже 2 раза писала). Может быть у них там есть премодерация. Также оставила комментарий на ресурсе http://net-edu.ru. Там все висит.
Сегодня я снова пройдусь по "замечательному" (его можно было бы назвать "выдающимся", но это звание по праву принадлежит учебнику "Светская этика", о котором я планирую написать позже) учебнику "Окружающий мир" 4 кл., часть 1.
И так открываем учебник на стр. 114  "Свет - колебания потока частиц".


Сложно в тексте передать то возмущение, которое я испытываю, читая, что свет - колебания потока частиц... Корпускулярно-волновой дуализм является краеугольным камнем квантовой физики. Еще Ньютон и Гюйгенс спорили о природе света, один считал, что свет - это частицы, другой доказывал, что свет - это волна. Но с легкой руки  авторов учебника свет превратился в поток колеблющихся частиц (про бурную речку полнейшая чепуха). Самым важным в понятии  было бы акцентировать внимание на уникальную природу света, отметив, что свет - это особый вид материи, который может вести и как частица, и как волна, но не является ни тем, ни другим.   Вот далее и стоило рассматривать отдельно волновые свойства света: отражение, распространение по прямой в однородной среде, преломление. Кстати, хочется заметить, что авторы учебника используют термин "частота", но не объясняют, что он значит. На стр. 112 дается очень нелепое, на мой взгляд, определение звука. "Звук - это очень мелкие и частые колебания среды". Что именно у звука мелкое? И что это за характеристика такая "мелкость"?
Читаем далее на стр.115 :" Свет распространяется по прямой: он не может обходить препятствия".







Наверно авторы учебника никогда не слышали о таком явлении как дифракция, конечно, в 4-ом классе необязательно знакомить детей с этим явлением, значит следовало сформулировать мысль как-то иначе.
Ну и стоило бы сказать пару слов о том, как свет проявляет себя как вещество. Свет оказывает давление на объекты на своем пути. Приспособление, использующее солнечное давление,  называется солнечный парус. Такой парус приводит в движение космические аппараты.
Солнечный парус на аппарате Космос 1
Следующее замечение по этой главе в учебнике на стр. 117


Авторы учебника используют понятия такие как "частота" или " спектр"(стр.116), но не объясняют их. Зато на ходу сами придумывают новую "научную" терминологию - "волнообразные колебания частиц" (которая ничего не добавляет и ничего не объясняет). Вся эта фраза заменяется словом "волны". Предложение  должно звучать так: "Волны широко распространены в природе".
Теперь откроем рабочую тетрадь к этому материалу из учебника стр. 43

Хочу обратить внимание на вопрос №7. Ученику предлагается нарисовать ход лучей в отражателе. Замечу, что в учебнике кроме того, что свет распространяется по прямой, способен преломляться и отражаться ничего больше не написано. Ничего нет о том, что угол падения равен углу отражения. Чтобы построить ход лучей, ученик должен уметь начертить касательную к поверхности (чтобы построить перпендикуляр к поверхности).  Это проходится в старших классах на уроках геометрии и физики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий